
Весна 2010 в Сибири относится к разряду поздних и затяжных. Тем не менее, листья на деревьях уже появились с начала мая, хотя с тех пор они почти месяц оставались нераспустившимися, буквально оцепеневшими, побуревшими от холода. Лед на озерах и Обском море окончательно растаял к середине мая. Снежный покров заново не устанавливался ни разу. И одно это уже хорошо! НО от нынешних майских холодов в сезон весенней миграции и гнездования серьезно страдают новосибирские птицы.
Прилет многих пернатых в эти края оказался сдвинутым на более поздние сроки. Наиболее теплолюбивых из них не будет видно до последних дней мая.
Ласточки обычно прилетают в начале мая, стрижи в середине мая, 11-13 мая начинают отсчет годов кукушки, петь иволги. Однако этих птиц в окрестностях Новосибирска не наблюдается до сих пор. Тем не менее, птенцы ворон, сорок, грачей, коршунов, скворцов и дроздов вывелись практически вовремя. Их родители находят корм для потомства без особого труда вне зависимости от погоды. Лишь бы землю не покрывал снег.
Хуже перспективы у охотничье-промысловых птиц: тетеревов, гусей, уток. Их птенцы с первых часов жизни, нуждаясь в регулярном обогреве наседкой, должны искать и собирать корм самостоятельно. Холодная погода с осадками весной и в начале лета наиболее губительна для тетеревиных птиц, к которым относятся также белые куропатки, глухари, рябчики… Да и для кладок и выводков утиных низкая температура воздуха, почвы и воды создает дополнительные проблемы. Как показали многолетние исследования орнитологов, воспроизводство популяций водоплавающих птиц находится в прямой зависимости от температурных особенностей весны и начала лета. В такие холодные годы уменьшается число яиц в кладках и успешность размножения в целом.
Есть и положительная сторона: Холодная сырая погода в мае ограничила выезды людей на природу и выпас скота. Уменьшилось число поджогов травы, тростника, кустарников. Не очень велика площадь охотничьих угодий, выгоревших от весенних низовых пожаров. А значит, больше, чем в обычные годы, птичьих кладок и другой дичи избежало бессмысленной гибели.