Среднерусская белая куропатка – птица, что встречалась на равнинах нашей страны уже на протяжении нескольких сотен лет, и особенно много ее было в Псковской области. Сегодня ситуация изменилась в корне, как говорят сотрудники заповедников. Птицы не только перестали быть знаменитыми обитателями лесов и степей, но и возможно, вовсе перестали тут водиться.
За несколько десятилетий
Исчезновение куропатки – не длительный процесс, он развивается стремительно, особенно если рассматривать с точки зрения природы. Еще несколько сотен лет назад птиц было просто огромное количество. И так было до восьмидесятых годов прошлого века. Еще 35 лет назад вполне серьезно выдавались квоты на ее отстрел, была разрешена полноценная охота, добычей куропатки становились нередко – в общем, раздолье, что для природы, что для охотников, и для биологов тоже. Потом в силу особенностей существования нашей страны к ней перестали так активно присматриваться. И птицы словно только этого и ждали. В результате не прошло и полувека, а она стала встречаться настолько редко, что найти хотя бы одну птичку почти невозможно.
В поисках белых
Поиски белой куропатки проводились несколько раз – масштабнее всего два года назад, когда сотрудники болотистого заповедника, просто рая для птиц, решили поискать хотя бы одну стайку или птичку на своих землях. К тому моменту они не были уверены, что на Полистовском осталась популяция, и лишь в глубине болот был шанс найти хоть что-то. Научные путешествия закончились достаточно успешно. Правда, это было непросто – пробраться, не потревожив ни птиц, ни зверей в достаточно опасный район болот. Зато при помощи хорошей фототехники удалось снять несколько стаек. Они крайне маленькие, особенно если вспомнить, что когда-то птица промысловой дичью была. Но они есть – это не может не радовать. Во многих местах Псковской области да и не только, перестали существовать именно куропатки. И не только белые, но и серые, что встречались в лесах чаще большинства птиц.
Причины, почему за несколько десятилетий так серьезно изменились обитатели местных лесов, трудно определить – однако точно понятно, что в будущем восстановление популяции будет делом непростым, и скорее всего не увенчается успехом без внимательного подхода.